Ru En

Practice

Expeditions

The main source of information in the study of local arctic design technologies and practices is ethnographic explorations – expeditions involving involved observation, «design probing», and co-participation/co-creativity with the user. Discovering various localities and contexts in the Russian, mainly northern, peripheries, researchers gather first-hand experiences suggesting that each region and each walk of life in extreme environments are autonomous, breaking free of averaged standards and design criteria. The designer faces the need to take a different approach – targeted, with deep immersion in the local context and detailed account for the specifics of a particular locality. For designers, an expedition is an opportunity to test in the field the results obtained from previous explorations and make improvements in the design or develop scenario models.

July 2017

Field lab «The Spirit of the Arctic» (principal organization: MOEO «Green Arctic»).

March 2018

Pozhva is a workers settlement established in the mid-18th century at Stroganovs’ iron-making mill on the river Kama in Perm region.

June 2018

The village Tatarsky Saiman in Ulyanovsk region became widely known owing to a series of publications in popular automotive periodicals («Za Rulem») and news reports in central TV channels.

August 2018

Moseyevo is a remote village in Arkhangelsk region on the river Pyoze (river Mezen’s tributary), isolated from the outside world.

July 2019

The village of Pozhva, well-known for its DIY off-road vehicles, as visited to hold a field exercise in practical joint design of an individual off-road vehicle.

August 2019

All who the team dealt with were enthusiastic individuals whose experiences were not popular knowledge to take advantage of.

Academic projects

The academic part presents student works performed within the framework of term and degree design assignments at the Department of Industrial Design at USUAA. The range of design themes covers transport vehicles, housing, and equipment. The uniting objective of the educational program «Design for Extreme Environments» is design forecasting of a New Culture of the North. This is a Master’s degree program in industrial design developing knowledge, abilities and skills to resolve problems associated with human life in the Russian North. The principal directions of design research are differentiated by duration of stay in the extreme climatic and natural conditions:

1)  a single trip to the North: development of infrastructure for all kinds of tourism, including promising/predicted ones («ethnotourism», «ecotourism», «adventure tourism», etc.) with reference to the Urals and Siberia;

2)  rotational shift-work visits or short-term stay in the North: ensuring comfortable conditions of work and short-term stay in the field for the workers of the oil and gas companies in Western Siberia;

3)  permanent residence in the North: development of conceptual proposals for mobile and stationary dwellings on permafrost.

An important feature of all projects devoted to human life and work in the extreme environment of the Arctic North is their basic versatility and adaptability of forms, structure and principles of spatial design to any type of extreme living. The basis of the design solutions is comprehensive development of the physical and spatial environment (transport, housing, clothing) as a single life support module.

This selection presents works by the first students who participated in the touristic trips and plein-air outings in the Northern, Polar and Subpolar Urals, Yamal, Gydan and other places. They marked the beginning of Northern Design studies, first in the format of ethnographic/ecological design studio at the Department of Industrial Design, Sverdlovsk Architectural Institute, and then as a «Studio of Extreme Design». The themes of the first projects were chosen extremely carefully despite the fact that choice was based very familiar material. The theme that was felt to be most important for the northern regions was cross-country transport vehicles, and that perception was based on the half a century long experience of industrial development of the North (where there were no roads at all and the conditions were extreme). The students who had travelled in the North felt confident in this area of design; that is why many of the design projects addressed the problem of transport vehicle design. Next in importance was the theme of special equipment and outfit: modular equipment, clothing, and equipment for expeditions, tourists, geologists, oil industry workers, militaries, etc. Equally important was the theme of shelters: both collective and individual, stationary and mobile, winterized and interseasonal, etc.

This selection of master’s degree projects from the School of Northern Design presents solutions to the problem of socio-cultural adaptation to the extreme northern conditions during a short stay, in particular, promising options of tourism (ethnotourism, ecotourism, extreme tourism, etc.) in the Urals and Siberia. The main objective of this line of research is to formulate principles of eco-friendly and ethical consumption of tourism products.

In practical terms, the frontier guard duty in the Arctic has always been hard to endure since the life support systems for it are a result of unsystematic spontaneous efforts to modify existing equipment employed in various other sectors and intended for other purposes. So there is a persisting problem of adapting man and technology to military service in extreme natural conditions. In the self-initiated projects of the Design Studio for Extreme Environments (an educational unit in the School of Northern Design), the defense sector is one of areas for applying the research and design expertise not only because it is an area in which advanced technologies are concentrated but also because the challenge of developing life-support systems for the militaries in the Arctic presents an ideal sphere for creative experimenting and development of various scenarios for this region, which could be then adapted to civilian needs.

This tourist kit is developed for the Polar Urals for routes designed for a broad range of consumers who do not have special skills or training in sports.

«Yagel» (meaning ‘reindeer moss’ in the Russian and some Ugro-Finnish languages) is a light-weight two-axle snow- and marshland-going vehicle on low-pressure tires.

Conceptual sketching

A review of the empirical material highlighted the need to focus on the transport vehicle sector for two reasons: (1) the paramount importance of the theme of mobility in an extreme environment with poorly developed infrastructure and long distances from economic centers; (2) opportunities for testing design methods  developed on «live» material from the regions under study, with subsequent possible application in housing and equipment design. The basic set of essential characteristics that an ideal transport vehicle should have for the northern conditions includes: autonomy (minimal requirements as to available infrastructure), maneuverability, eco-friendliness (low pressure on soil), economic efficiency, maintainability, and customizability.

This section presents conceptual sketching proposals, «rough» ideas, for light-weight small-size off-road vehicles grouped by geography (segmentation of the potential market): «Perelomka» (Articulates) is suited for hilly terrains  (Chukotka, Kamchatka, some areas in Yakutia);  «Arfa»  (Harp), for the Polar Urals and northern areas of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug and Yamal-Nenets Autonomous Okrug; «Zubr»  (Bison), for flat areas in Russia’s midlands; «Karakat» with minor modifications of the wheels could find applications, for areas with varying terrain.

The basis of the design is the 1983 invention of a light-weight snowmobile by Vyacheslav Laukhin, a DIY tinker from Tula.

«ZUBR» (the Russian word for ‘bison’) is an articulated-body off-roader with a short wheel-base.

«Karakat» is a four-wheel motorized all-terrain vehicle (ATV), a modification of a DIY vehicle from the village of Pozhva.

Ru En

Ru En

Практика

Экспедиции

В изучении локальных технологий и практик арктического дизайна главным источником информации являются выездные этнографические исследования – экспедиции с применением методов включенного наблюдения, «дизайн-зондирования», соучастия/сотворчества с пользователем. Открывая для себя различные локации и состояния российской, в основном северной, периферии, исследователи на собственном опыте приходят к выводу: каждый регион и каждая сфера деятельности человека в контексте экстремальной среды автономны, а значит не подчиняются усредненным стандартам и проектным критериям. От дизайнера требуется иной подход – адресный, с глубоким погружением в локальный контекст и детальным учетом особенностей конкретной территории. Для дизайнеров экспедиции также являются формой апробации результатов, полученных в ходе предыдущих исследований, когда буквально в полевых условиях тестируются и совершенствуются разработанные узлы или сценарные модели.

июль 2017

В 2017 году Межрегиональная общественная экосоциологическая организация «Зеленая Арктика» выступила с инициативой по разработке туристского комплекса «Дух Заполярья»

июль 2019

Пожва - рабочий поселок, возникший в середине XVIII в. при железоделательном заводе Строгановых на Каме в Пермском крае.

июнь 2018

Село Татарский Сайман Ульяновской области обрело широкую известность благодаря серии публикаций в популярных автоизданиях («За рулем») и репортажей на центральных телеканалах.

август 2018

Мосеево – отдаленная деревня в Архангельской области, на реке Пёзе (приток Мезени), с ограниченным сообщением с внешним миром.

март 2018

В Пожве, известной своими самоделками-вездеходами, был проведен полевой эксперимент по практическому совместному проектированию индивидуального внедорожного транспорта в творческой связке «конструктор + дизайнер».

август 2019

Все, с кем пришлось иметь дело, – частные энтузиасты, перенять опыт которых окружающие не спешат. У каждого из них есть потребность и умения проектировать технику, и они это делают.

Учебные проекты

Учебно-методический раздел представляет студенческие работы, выполненные в рамках курсового и дипломного проектирования на кафедре Индустриального дизайна УрГАХУ. Тематические направления работ включают транспорт, жилище и снаряжение. Объединяющей целью образовательной программы «Дизайн для экстремальной среды» является проектное прогнозирование Новой культуры Севера , в основе которого лежит подготовка магистров в области индустриального дизайна с приобретением знаний, умений и навыков по решению проблем, связанных с проживанием людей на территории Российского Севера. Основные направления проектных исследований дифференцированы по продолжительности пребывания пришлого человека в экстремальных природно-климатических условиях:


1) разовое посещение Севера: инфраструктурное обеспечение всех, в том числе и перспективных/прогнозируемых видов туризма («этнотуризма», «экотуризма», «экстремального туризма» и др.), на примере Урало-Сибирского региона;

2) вахтовое или кратковременное посещение Севера: обеспечение работников нефтегазового комплекса Западно-Сибирского региона комфортными условиями для работы и кратковременного проживания в полевых условиях;

3) постоянное проживание на Севере: концептуальные предложения по формированию мобильных и стационарных жилищ на «вечномерзлых грунтах».

Важной чертой всех выполняемых проектов, посвященных жизнедеятельности человека в экстремальной среде Крайнего Севера, является их базовая универсальность: возможность адаптации найденных форм, конструкций, принципов организации предметной среды к любому виду экстрима. Основой адаптивности проектных решений является комплексное проектирование компонентов предметно-пространственной среды (транспорт, жилье, одежда) как единого модуля жизнеобеспечения .

В этой подборке представлены работы первых студентов – активных участников турпоходов и пленэрных практик на Северном, Полярном и Приполярном Урале, Ямале, Гыдане и пр. С этих работ началось направление «Северный дизайн»: сначала в формате студии этнографического/экологического проектирования при кафедре промышленного дизайна Свердловского архитектурного института, затем переименованной в «студию экстремального дизайна». Темы первых проектов подбирались крайне осторожно, хотя их выбор и базировался на хорошо знакомом студентам материале. Наиболее актуальной для северных регионов считалась тема вездеходного транспорта – это подтверждалось полувековым опытом индустриального освоения Севера (полное бездорожье при крайнем экстриме). В этой теме студенты, прошедшие Север, чувствовали себя наиболее уверенно, именно поэтому многие дизайнерские проекты были связаны именно с решением проблем транспорта. Далее по значимости стояла тема специального снаряжения и оборудования – модульное снаряжение, комплекты одежды и оснащения экспедиций, туристов, геологов, нефтяников, военных и др. Столь же значимой была и тема укрытий – коллективных и индивидуальных, стационарных и мобильных, зимних и межсезонных и т.д.

В данной подборке магистерских проектов Школы Северного дизайна представлены варианты решения проблемы социокультурной адаптации в условиях кратковременного пребывания в экстремальной среде Севера – перспективных прогнозируемых видов туризма (этнотуризма, экотуризма, экстремального туризма и др.), на примере Урало-Сибирского региона. Основная цель данного направления исследований – формулировка принципов экологичного и этичного туристского потребления.

С практической точки зрения пограничная служба в Арктике была и остается очень тяжёлой, так как формирование жизнеобеспечивающих систем осуществляется бессистемно, в виде стихийных локальных модификаций оборудования, заимствованного из других сфер деятельности и с другим адресом эксплуатации. Нерешённой остаётся проблема системной адаптации человека и техники к условиям несения службы в экстремальных природных условиях. В инициативных проектах студии дизайна для экстремальной среды (образовательного подразделения Школы Северного дизайна) оборонное направление выбрано в качестве одной из областей применения исследовательского и проектного опыта не только ввиду концентрации передовых технологий: задача спроектировать системы жизнеобеспечения для военных в экстремальных условиях Арктики представляет собой идеальное поле для творческих экспериментов и разработки сценариев освоения «холодных ресурсов», которые впоследствии можно будет адаптировать для гражданских нужд.

Комплект туристического снаряжения разработан для условий Полярного Урала – для маршрутов, рассчитанных на широкий круг потребителей, не имеющих специальных навыков и спортивной подготовки.

«Ягель» – легкий двухосный снегоболотоход на шинах низкого давления. За основу транспортного средства была взята конструкция реальной самоделки.

Эскизные предложения

Осмысление эмпирических материалов исследования выявило необходимость сконцентрировать внимание на транспортном секторе по двум причинам: (1) приоритетное значение тематики мобильности, передвижения в экстремальной среде, в условиях неразвитой инфраструктуры и удаленности от экономических центров; (2) возможность апробации разработанных методов  на «живом» материале из регионов исследования , с последующим возможным применением в сферах проектирования жилищ и снаряжения. Базовый набор необходимых характеристик идеального транспорта для условий Севера включает: автономность (минимальные требования к инфраструктуре), маневренность, экологичность (малое давление на грунт), экономичность, ремонтопригодность, возможность кастомизации.

В разделе представлены эскизные предложения – «сырые» идеи – легких малогабаритных вездеходов, разделенные по географическому признаку (сегментирование потенциального рынка): «Переломка»  соответствует горной местности (Чукотка, полуостров Камчатка, отдельные районы Якутии);  «Арфа»  — Полярный Урал, северные районы ХМАО, ЯНАО; «Зубр»  — более равнинная местности средней полосы России; «Каракат»  с небольшими модификациями колес может найти применение в различных по рельефу регионах.

За основу проекта взято изобретение 1983 года – легкий снегоход тульского умельца Вячеслава Лаухина, представленный общественности через популярный журнал «Моделист-конструктор» в 1984 году. Изначально «Арфа» была спроектирована для походов на Полярный Урал, с учетом особенностей этого региона.

Отправной точкой проектирования стал опытный образец вологодского болотохода «Каракат» ЗИС 5. Переломка, в отличие от других вездеходов, имеет несколько существенных преимуществ.

«ЗУБР» – бортоповоротный вездеход с короткой колесной базой обладает высокой маневренностью (способен развернуться на месте), благодаря «колесам Илона»

«Каракат» — четырехколесный моторизированный вездеход, модификация самоделки из п. Пожва . Рама вездехода металлическая продольная, прямоугольного сечения. Посадка мотоциклетная. Колеса камерные.

Ru En